ИСТОРИЯ СУХОГО КОРМА ИЛИ КАК НАС ДУРЯТ МАРКЕТОЛОГИ
Люди всегда были без ума от всего, что могло бы высвободить их из кухонного плена или просто облегчить работу по дому. Наравне с автокафе и замороженными обедами, промышленные собачьи корма стали еще одним «кулинарным удобством».
Первый специализированный сухой корм для животных был изготовлен в 1860-х годах американским электриком Джеймсом Спраттом. Он придумал «собачий бисквит», в состав которого входила пшеница, овощи и говяжья кровь.
С 1930-х годов идея производить корм из злаков воспринята и широко растиражирована множеством компаний (Nabisco, Quaker Oats, Gaines Food). Производители делают ставку на удобство использования сухих кормов. На данном этапе состав кормов отличается высоким содержанием злаковых ингредиентов, которые обеспечивают продолжительный срок хранения, а также повышенным уровнем углеводов, являющихся источником энергии. Мировой экономический кризис обусловил развитие рынка дешёвых кормов, для производства которых использовались субпродукты. В продаже появляются сухие корма из мясной муки компании Gaines Food.
С 1950х годов производители усилили свои кампании по продвижению сухих и консервированных кормов, как наиболее удобного способа кормления питомцев. «Сегодня кормить собак просто» - заявляла компания Kasko. Компания Calo заняла ту же позицию, обещая освободить хозяев от хлопот при приготовлении еды для их питомцев. «Ken-L Ration» хвастали тем, что еда для собаки готовится молниеносно, и нет проблем с мытьем посуды, потому как их корм «не прилипает к миске, его очень легко смешивать, потому что он мгновенно поглощает жидкость».
Поскольку в 60-е годы рынок промышленных кормов стремительно развивался, индустриальные гиганты, желавшие разнообразить свою продукцию, обратили на него внимание. «Quaker Oats», «Ralston Purina» и другие производители быстрых завтраков начали производить сухие корма и бисквиты на основе зерновых, а мясоперерабатывающие концерны, как, например, Armour или Swift выпустили первые собачьи консервы на мясной основе. (В то время вопросы о вреде сигарет снизили спрос на табачные изделия, и компании-производители посчитали выгодными вложения в кормовую индустрию). Борьба между гигантами привела к появлению красочных упаковок и ярким кампаниям по продвижению продукции, организованным профессионалами с Мэдисон Авеню, которые давили мелкие независимые компании, вроде компании Спратта и провинциальные частные заводики.
И все же владельцы продолжали добавлять к промышленным кормам еду «со стола», что заставило кормовые компании сменить маркетинговые стратегии. В 1964 году на собрании Института Питания домашних животных (PFI) (лоббистской ассоциации, базирующейся в Вашингтоне и представляющей интересы американских кормовых компаний) Джордж Пью, представитель компании Swift&Co (производителя корма для собак Pard) доложил о работе, ведущейся в направлении пропаганды кормления домашних питомцев исключительно промышленными кормами и ничем больше. Сотрудники Института способствовали выходу статей о вреде смешанного питания в таких популярных журналах, как Good Housekeeping, Redbook и четырнадцати других, также зарезервировано эфирное время для передач о вреде кормления «со стола» на 91 радиостанции по всей стране».
Следующее десятилетие первостепенной целью производителей было убедить потребителей в том, что собаки – самые обыкновенные плотоядные и нуждаются в мясной диете, которую только они могут предоставить. В 1967 году более 50 миллионов долларов было истрачено на рекламу кормов, большая часть денег пошла на так называемые «говяжьи войны» - в своей рекламе каждая компания сообщала, что именно их продукт содержит больше всего мяса. «Кормите собаку больше, чем наполовину» предупреждала одна компания, отмечая, что чем больше мяса получает собака, тем жизнерадостнее она становится. Alpo наняли Лорну Грин для того, чтобы она тыкала в камеру превосходным куском говяжьей вырезки и расписывала прелести чисто мясного собачьего обеда. Для продвижения новой продукции компании тратили сотни тысяч долларов на телерекламу. Для того, чтобы представить полувлажный корм, выполненный в форме котлеток для гамбургера, который вечно сохранялся мягким при помощи щедрой дозы обыкновенного кукурузного сиропа, одна компания выделила бесплатных образцов почти на полмиллиона долларов, примерно миллион фунтов.
Продажи росли, и к 1975 году на рынке было более полутора тысяч производителей собачьих кормов, тогда как всего 40 лет назад их было около 200. Промышленные корма шли нарасхват, покупатели тратили сотни миллионов долларов на сухие корма и консервы. Поскольку количество домашних питомцев в США сильно увеличилось в 70е годы, что показывало все большую эмоциональную привязанность хозяев к своим питомцам, аналитики отразили тенденцию в «очеловечивании» кормов для животных, выполненных и упакованных, как пищевые продукты для людей. Расходы кормовых компаний на рекламу выросли вчетверо, а упор стал делаться уже не на пропаганду «правильного кормления», а на внешнюю привлекательность продукции. Это нововведение заставило производителей выпускать все более «веселенькие» корма. Появились «котлетки для гамбургеров с гриля» с гарниром из ненастоящего сыра, «тефтели» и «филе с соусом» для собак.
В 1980-м подозрения потребителей по поводу содержания искусственных добавок в коммерческих кормах вынудили производителей отказаться от визуальных эффектов и вернуться к рекламным объявлениям, подчеркивающим пищевую ценность их продукции. Чтобы ответить на обвинения в использовании вредных добавок, производители представили себя не в роли переработчиков, а в роли «исследователей», посвятивших свою жизнь бесконечному поиску идеально сбалансированного корма.
Институт питания домашних животных признал, что «представители ветеринарии озвучили необходимость в получении информации о составе кормов и подтверждений их безопасности». К 1991 году объемы продаж промышленных кормов достигли 8 миллиардов долларов. Сухие и консервированные корма были представлены в торговых залах куда шире, чем быстрые завтраки и детское питание. Целое поколение покупателей не могло вспомнить время, когда собаки если что-нибудь, кроме промышленных кормов, а кампании, посвященные вреду смешанного питания были настолько удачны, что хозяева боялись угостить любимцев даже крошкой печеньица.
Ветеринары и специалисты кормовых компаний, исходя из результатов спонсированных кормовой индустрией исследований, провозгласили, что собаки на самом деле – всеядные, и потому их рацион должен быть основан на зерновых и овощах, а вовсе не на мясе. Одна компания разместила в глянцевом журнале фотографию сочной отбивной с припиской «Кормить этим примерно так же естественно, как сырными шариками», далее следовала статья об исключительно натуральных ингредиентах в их продукте. Изображения свежайшей рыбы, ягнятины, курицы, индюшатины, коричневого риса, золотистых кукурузных початков, моркови, яиц, чеснока и петрушки «только с грядки», еще покрытой каплями росы запестрели на страницах объявлений, отвечая изменившимся запросам владельцев домашних животных, которые теперь были заинтересованы в натуральных продуктах.
В принципе, такие заявления могли привести к тому, что владельцы отправились бы по магазинам и начали самостоятельно готовить для своих питомцев. Но кормовые компании особенно акцентировали внимание на том, что кормление собак – наука, и заботу о животных следует предоставить специалистам (то есть, им). В рекламе супер-премиум и лечебных кормов актеры и актрисы носят лабораторные очки и белые халаты, они отмечают что-то в дневниках наблюдений, смешивая неплохо выглядящие ингредиенты на фоне леса колб и реторт, компьютеров и диагностического оборудования. Потребители, загипнотизированные видом кормов для животных, настолько научно сбалансированных, что они вполне подошли бы для питания астронавтов в длительном космическом путешествии, благоговейно трепещут. «Метаболизированная энергия», «Аминокислотный профиль» - эти слова заинтриговывают и одновременно обескураживают самого продвинутого покупателя, который старательно пытается разобраться в списках ингредиентов и гарантированных анализах.
Новые марки кормов, которые расхваливают «Магазины на диване», расхватывают как горячие пирожки, несмотря на то, что заказать их можно только по телефону и приобрести необходимо большую партию. Другие корма можно приобрести только через избранных поставщиков. Hill’s Science Diet изначально распространялся только через ветеринаров - великолепная маркетинговая стратегия, сработавшая на миллионах владельцев собак, ищущих подтверждения тому, что они кормят своих питомцев правильно и только лучшим, сделала Hills одной из наиболее успешных компаний-производителей кормов класса супер-премиум. Такие корма могут стоить втрое дороже аналогов, но высокая цена – еще один повод купить именно эту марку, поскольку владельцы собак считают, что чем дороже стоит корм, тем он лучше.
До недавнего времени на людей, продолжающих готовить для своих питомцев, вместо того, чтобы купить готовый корм, считали представителями некой кинологической «субкультуры». Но сегодня, когда употребление в пищу натуральных продуктов стало модным, это отношение меняется. Многие потребители считают, что забота о здоровье начинается дома и зависит от того, что мы едим. Эти люди стараются покупать экологически чистые, исключительно натуральные продукты и приходят к выводу, что эти принципы приложимы и к собакам.
Хотя общественные историки и игнорируют этот факт, но то, чем мы, люди, кормили собак на протяжении времени – от капусты до сухого корма - составляет что-то вроде дневника той роли, которую псовые играют в нашей жизни, не говоря уж о том, что являются свидетельством потрясающих приспособленческих способностей собак. Исторически то, чем мы кормим наших компаньонов, отражает психологические потребности человека, в частности, желание контролировать «внутренний мир» человека и зверя. Промышленные корма и готовые продукты для людей стали результатом стремления западного общества к удобству и освобождению времени для досуга, что сразу было обозначено, как современное. Сегодня ностальгия по тем временам, когда люди и собаки делили и стол и дом возвращает интерес к натуральному кормлению. Определительным признаком успешной, спокойной жизни становится то, сколько времени мы можем позволить себе потратить на уход за животным, а не сколько времени сэкономить. Сегодня пища продолжает служить своеобразной нитью, связывающей нас и наших любимцев, делая их зависимыми от нас. Но это также основа более глубоких взаимоотношений и любви между хозяевами и их питомцами.
Источник: http://all-dogs-avenue.ucoz.ru